История «Квартета И» началась в июле 1988 года, когда нас приняли на актерско- режиссерский курс эстрадного факультета ГИТИСа.

Курс набирал Владимир Коровин. Выпускник школы-студии МХАТ, служивший в театре Ленинского комсомола, когда им руководил Анатолий Эфрос, Коровин, с одной стороны, прививал нам основы «серьезной» театральной школы, а с другой – давал ощущение свободы и легкости

Давайте
побезответствен-
ней!

«Репетировать надо весело», – любил он повторять слова Эфроса.
«Давайте побезответственней» – говорил он каждый раз, настраивая нас на экзамен.

Репетировать надо
весело.

А еще высоко ценил импровизационность, простоту и точность и терпеть не мог театральный пафос и фальшивую многозначительность. И приучил нас относиться к себе и к своему «творчеству» с непременной иронией.

Этим его наставлениям мы до сих пор пытаемся следовать.

В октябре 1993-го мы открыли свой первый сезон на маленькой и очень уютной сцене театра ГИТИС в Гнездниковском переулке.

В том самом подвале, где в начале 20 века обитала легендарная «Летучая мышь» Никиты Балиева, а с 1988-го — «Летучая мышь» Григория Гурвича. В репертуаре у нас был единственный спектакль «Это только штампы», родившийся из студенческих этюдов и пародий на штампы театра, эстрады и кино. Его мы и играли почти два года, пока не придумали следующий.

Он назывался «Ля Комедия, или Мы будем развлекать вас всеми средствами, которые хороши». В нем мы соединили фарс Мольера «Лекарь поневоле», — возможно, самое смешное из всего, что написал Мастер, — с демонстрацией наших тогдашних актерских возможностей. Мы пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, каламбурили, корчили рожи, изображали «смерть от натуги», «смерть от радости» и «смерть от чихания»… и много чего еще. В итоге, ни один театральный артист не согласился с тем, как мы играли Мольера (это лишний раз убедило нас, что мы все делаем правильно), зато многие зрители смотрели «Ля Комедию» не по одному разу: говорили, что в спектакле столько всего, что за один раз не охватить. Тогда мы решили произвести еще большее впечатление и поставить комедию с элементами оперы, оперетты, мюзикла, балета и даже цирка. Так мы это и назвали — «Ля Комедия-2, или Совсем другая история с элементами Большого Искусства». Правда, выпустить ее нам удалось не сразу.

В 1998 году грянул дефолт, а мы как раз переехали из закрывшегося на ремонт театра ГИТИС в ДК им. Зуева. И, поскольку денег в тот момент ни у нас, ни у наших друзей не было (впоследствии так еще не раз случалось), мы поняли, что выпустить спектакль с декорациями, костюмами и живым оркестром пока не получится.

ДК им. Зуева
ДК им. Зуева

Тогда мы за три недели подготовили и сыграли improve-show «Актерские игры». Зрители из зала предлагали нам темы, а мы «с ходу» разыгрывали скетчи на эти темы. А еще в спектакле участвовали наши друзья Э. Радзюкевич, А. Жигалкин и Д. Марьянов с номерами-этюдами из своей студенческой («щукинской») жизни.

Через год мы все-таки выпустили «Ля Комедию-2». А поскольку в процессе работы над ней мы изрядно переписали и дописали водевиль Э. Лабиша «Милейший Селимар», логично было попробовать сочинить оригинальную пьесу. Мы попробовали и то, что получилось, назвали «День Радио».

Дом культуры им. Зуева — здание на Лесной улице в Москве; один из наиболее ярких и известных в мире памятников советского конструктивизма.
Построено в 1927-1929гг.

Спектакль «День Радио»
Спектакль «День Радио»

Говорят, что этим спектаклем мы создали новый жанр; правда, никто так и не придумал ему названия. В нем на равных играли театральные артисты, настоящая рок-группа «Несчастный случай» и продюсер радиостанции «Наше радио» Михаил Козырев. Это был немного рок-концерт, немного пародия, немного реалити-шоу, а в целом — авантюрная комедия про то, как на одной радиостанции высосали из пальца сенсацию и три часа водили всю страну за нос.

Постер к кинофильму «День выборов»
Постер к кинофильму «День выборов»

«День выборов» (2007г.) стал логичным продолжением «Дня радио». Та же команда радийщиков плыла по Волге, агитируя за заведомо непроходного кандидата в губернаторы. Количество персонажей (и, соответственно, артистов) удвоилось, вместо одного непрофессионального (но великолепного) исполнителя М. Козырева появилось целых трое (В. Уткин/В. Пельш/А. Цекало), вместо радио-джинглов шли телевизионные сюжеты, в которых эту предвыборную кампанию комментировали В. Познер, Н. Сванидзе, Л. Парфенов, В. Кара-Мурза и Л. Новодворская, а Алексей Кортнев написал еще десяток блестящих песен-стилизаций.


Василий Уткин в роли Игоря Цаплина
// стоп-кадр из фильма «День выборов»

После того, как все, кто нас знал, задали нам вопрос «О чем будет третий «День?», мы твердо решили, что третьего «Дня» не будет, и написали — не помним, кто именно так выразился — «самую смешную пьесу о смерти». «Быстрее, чем кролики» (2014г.) стал спектаклем о нашем сегодняшнем дне и о нас, проживающих свою жизнь в суете — быстро и бессмысленно. Мы «озвучили» спектакль музыкой группы «Агаты Кристи», и до сих пор помним приятное удивление братьев Самойловых, когда они поняли, что из всей их невеселой музыки мы просим для спектакля самую мрачную и депрессивную. В октябре 2007г. на экраны вышел фильм «День выборов». К этому моменту мы уже поняли, что все следующие фильмы будем продюсировать только сами — и сняли «День радио». Он появился ровно через полгода — в марте 2008г., — а уже в конце апреля премьера спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста…» сопровождалась небывалым — и совершенно неожиданным для нас — ажиотажем.

Задуманные как камерное представление для горстки рефлексирующих интеллигентов, как эдакий негромкий разговор со зрителем «а-ля Гришковец, только вчетвером», «Разговоры…» надолго стали нашим главным хитом и визитной карточкой, отодвинув с этой позиции «День радио». И мы, развивая успех, сняли по нему фильм «О чем говорят мужчины», и почти сразу – «О чем еще говорят мужчины».

А потом мы придумали еще одну идею для спектакля. Когда-то на своем 15-летии мы прочитали со сцены письмо Владимиру Сергеевичу Коровину. В нем мы говорили то, что не успели сказать ему при жизни и извинялись за то, что не успели это сделать.

И вот эта форма — письмо «максимально удаленному» адресату — легла в основу следующего спектакля. В «Письмах и песнях мужчин среднего возраста…» Леша написал письмо идеальной девушке из своих снов, Камиль — самому себе, не ставшему актером, а так и оставшемуся электриком, Слава — своим безвременно выпавшим волосам, а больше всего повезло Саше — в свои 46 лет он впервые написал письмо Дедушке Морозу.

После этого мы сняли еще несколько фильмов («Быстрее, чем кролики», «День выборов-2», «О чем говорят мужчины. Продолжение», «Громкая связь» (последний — адаптация фильма Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы»), а в театре решили вернуться к традиционной форме — пьесе с сюжетом и персонажами. Так появился спектакль «…в Бореньке чего-то нет» — история про режиссера, решившегося, наконец-то, снять фильм своей мечты, и начинающего подозревать, что с осуществлением этой мечты он, похоже, опоздал…

А последним по времени стал очень камерный проект «Квартетник», про который мы долго не могли решить, можно ли его, вообще, считать спектаклем, или это всего лишь банальный «застольный треп». И можно ли его, в таком случае, играть на сцене.

Развеял наши сомнения Леша Кортнев, который сказал: «Ребята, вы даже не представляете, как зритель соскучился по живому человеческому общению». Мы поверили ему, и оказались правы. В смысле – он оказался.

Наши люди

По вопросу приобретения книг звоните (926) 739–78–17

 
© 2024