Квартет И

Это только штампы

1993 год, октябрь. Комический театр «Квартет И» открывает свой первый сезон на сцене театра «ГИТИС» в Большом Гнездниковском переулке. В репертуаре театра единственное название – яркое эстрадное обозрение «Это только штампы», пародирующее штампы театра, эстрады, кино и самой жизни.
Пожалуй, этот спектакль, родившийся из студенческих этюдов, и определил наш "творческий метод" - это, в первую очередь, актерская свобода и стремление к импровизации. А еще, конечно, авторский подход к любому материалу, который в итоге привел нас к осознанию необходимости самим писать драматургический материал для своих спектаклей.


Спектакль "Это только штампы" родился на курсе эстрадного факультета ГИТИСа в 1991-92 гг. из этюдов, которые все студенты делают на первом курсе, а мы вдруг вернулись к ним на четвертом. Целый семестр мы разрабатывали темы "Телевидение" (оно тогда очень динамично развивалось и давало много поводов для аллюзий) и "Волшебник Изумрудного города" - по известной сказке Волкова.

В "Волшебнике" нам очень нравился сюжет, трогательные отношения персонажей, но категорически не устраивали слова, которыми общались герои - фальшивые реплики из советских книжек про пионеров. В результате пришло неожиданное решение - попытаться сыграть эту историю вообще без слов, в крайнем случае, разговаривая на каком-то смешном тарабарском языке.

Оба эти проекта не были доведены до завершения, но дали нам множество ярких и смешных зарисовок, некоторые из которых удалось, чуть доработав, превратить в... сложно сказать во что - в скетчи? в эстрадные номера? в полуклоунские репризы в духе "Лицедеев"? Во все сразу, наверное.

А когда к этому добавилось обозрение по штампам отечественного кинематографа (от 30-х до 70-х) и еще немножко оперных и опереточных штампов, номер куплетистов ("Пропоем мы вам куплеты/И про то,блин, и про это...") и антре цирковых "силачей", спектакль окончательно сложился. В таком виде он целый сезон шел на сцене театра "Вернисаж", а в 1993 г. мы пустились в самостоятельное плавание, начав играть "Штампы" на сцене театра "ГИТИС". И целых два сезона мы играли только их - пока не придумали "Ля Комедию" (первую). Вот тут-то мы окончательно почувствовали себя настоящим театром - у нас появился репертуар.

Спектакль "Это только штампы" прожил долгую счастливую жизнь, болезненно пережил переезд с маленькой и уютной сцены театра "ГИТИС" на большую сцену ДК им. Зуева, начал хворать и, в конце концов, состарился и умер. В апреле 2002 года он был торжественно похоронен на сцене ДК им Зуева. Вот надгробная речь, произнесенная над покойным членами Квартета:

"Больно и трудно говорить. Уходит наш друг и товарищ – спектакль «Это только штампы». Уходит туда, где уже много лет пребывают спектакли Станиславского и Вахтангова, Товстоногова и Эфроса и некоторые еще идущие на сцене, но уже благополучно почившие в бозе. Уходят в вечность «Тутики-Патутики», отважный кузнечик, мотылек Костик и номер с колокольчиками. Там – в вечности – их уже встречают «Ревизор» Мейерхольда, «Оптимистическая трагедия» Таирова и «Король Лир» Михоэлса.

Дорогой друг! Мы всегда будем помнить тебя. Ведь именно с твоей помощью мы заработали свои первые сто долларов на восьмерых в казино «Русский клуб» и жили на них все лето. За трудовую копейку ты не гнушался выступать перед бандитами и ветеранами ОМОНа, проститутками и работниками «Матросской тишины». Ты был мужествен и неприхотлив – живя среди гигантских кубинских тараканов в театре «ГИТИС», среди интриг и проникающих в зрительный зал запахов кухни в театре «Вернисаж», ты был весел, беззаботен и умудрялся дарить людям радость. И вот теперь, когда ты окончательно достал нас, у тебя хватило достоинства и ума уйти самому.

Но были, были в твоей биографии дни триумфов и побед, когда ты собирал полные залы и смешил их до коликов, так что некоторых зрителей приходилось увозить на скорой помощи – и это правда. Неизвестно, от чего им становилось плохо – от смеха или от духоты, но разве это важно? Мы помним фурор, который ты произвел на первом фестивале молодых театров имени Высоцкого, а потом пил в буфете театра на Таганке с Всеволодом Абдуловым, пока тот не упал. Тебе рукоплескали Ульяновск, Одесса и Гусь-Хрустальный, ты имел успех на днях рождения, свадьбах, корпоративных вечеринках и даже в одной большой коммерческой палатке на Киевском вокзале, где тебе не заплатили денег.

Последние четыре года ты доживал здесь. Ты уже редко появлялся на сцене, твои младшие братья – две «Ля Комедии», «Актерские игры» и совсем юный «День радио» переманили твою публику и стали пользоваться гораздо большей популярностью, забывая, что значительной частью своего успеха они обязаны тебе.

Ты уходишь. И кажется, что вместе с тобой уходит наша беззаботная юность с ее готовностью бесплатно играть тебя, таскать на себе декорации, собственноручно их красить, расклеивать на морозе твои афиши в нелепой надежде назавтра прославиться, пить по этому поводу плохой коньяк, после чего наивно, но не без резона считать, что этот спектакль – лучшее, что было создано в конце века в этом жанре..."

















1993-2017 © Театр "Квартет И". Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено. Оформление сайта: МАМАдизайн   www.mama-design.org