Квартет И
Команда "Несчастный случай"




 

Зарождение

 


 

 

Москва, колоритные 70-е годы XX века. Капустники, «картошка», походы и дворовые песни под гитару, Queen и King Crimson… Команда «Несчастный случай» родом именно из тех времён. Кипучая творческая атмосфера, царившая тогда в студенческих рядах и умах, звуки музыки, пробивавшиеся из-за «железного занавеса», любовь к сложным мелодическим формам, поэтической лирике и Слову уже 13 сентября 1983 года привела Алексея Кортнева к двери, за которой проводилось прослушивание молодых талантов. В тот момент свершилось сразу несколько судьбоносных событий: музыкальная студия-театр МГУ под предводительством «крёстных отцов» Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси») приняла под своё крыло неординарного студента математического факультета, а сам Алексей Кортнев познакомился со студентом-философом Валдисом Пельшем, также пришедшим проявить себя. Их творческое сотрудничество стартовало с лирической композиции «Гоняясь за бизоном», завоевавшей первое место на конкурсе самодеятельной песни.

С той поры начался процесс, который уже ничто не смогло остановить, – формирование группы «Несчастный случай».

В декабре 1983 года дуэт «Несчастный случай» с гитарой и настроенной напильником флейтой наперевес, авторскими песнями, конферансами и прочими звуковизуальными эффектами появился на сцене Студенческого Театра. Вскоре стало очевидно, что творческому процессу не хватает звеньев, и постепенно новоявленный коллектив стал обрастать новыми участниками, возникшими также из недр МГУ. Роль саксофониста взял на себя Павел Мордюков, клавишником подвизался Сергей Чекрыжов, а ритм-секцию возглавил Вадим Сорокин. В этом составе участники ансамбля вышли на плодотворную творческую ниву, где взрастили авторские музыкальные спектакли «Межсезонье» и «Сад Идиотов», окончательно и безвозвратно утянувшие «Несчастный случай» в пучину лицедейства и служения нотному стану. Репетиция за прогоном, концерт за шоу, и вот уже следующая победа – участие в экспериментальном театральном кабаре «Синие ночи ЧК» в постановке режиссёра Евгения Славутина, наряду с прочими талантливыми артистами, ещё недавно – простыми студентами, мастерски выловленными неводом Студенческого Театра МГУ и безжалостно брошенными в бурлящий эмоциями и энергетикой общий котёл. И вот уже труппа театра на гастролях, в обиход входят всё новые музыкальные эффекты, остроты, гармонии и речитативы, известность ширится в мировых масштабах – актёрам рукоплещут в США, Германии, Финляндии, Чехословакии, Великобритании и Испании, на Эдинбургском театральном фестивале «Fringe Festival» и в несметном количестве городов в тот момент уже дышащего на ладан СССР.

Становление

 


 

 

Под самый занавес восьмидесятых, качавших «Несчастный случай» на бурных волнах творческой активности и принёсших им широкую известность в московском и новосибирском студенческих кругах, коллектив блистал в КВН и на музыкальных фестивалях. Выступление на «Интернеделе» в Академгородке не прошло бесследно, принеся знакомство с детским кардиохирургом, по совместительству – контрабасистом, уроженцем наукограда Андреем Гуваковым. С ним в качестве бас-гитариста, а также с новым барабанщиком, осветителем Студенческого Театра Дмитрием Морозовым, пришедшим на смену увлёкшемуся сольными проектами Сорокину, ансамбль перешёл на следующую ступень развития, связанный со становлением авторского телевидения. Тогда у команды появились и первые музыкальные клипы, снятые при поддержке коллег из Студенческого Театра МГУ («Оставьте меня», «Прекрасная леди», «Ouh, Baby», «Зоология», «Запах пива», «Радио», «В уголочке неба»), и свой собственный «пижонистый» стиль: белые костюмы, шляпы, подчёркнутая ироничность и склонность к философствованию. Признанный авангардным, «Несчастный случай» был замечен и привлечён на АТВ. Теперь Валдис Пельш и Алексей Кортнев заделались телережиссёрами и принялись за изменение устоявшихся телевизионных стереотипов, создавая новую, отличную от традиционной «картинку». Пилотные выпуски передачи «Оба-на», первая программа Леонида Парфёнова, а также телекабаре «Синие ночи» и «Дебилиада» (возникшие к середине 90-х) были созданы именно их руками и умами.

Известность

Изрядно наигравшись, музыканты профессионально дозрели до выпуска первого альбома. Диск «Троды плудов» записывался на разных студиях в течение двух с половиной лет и увидел свет в 1994 году под лейблом RDM, спровоцировав не только гастрольные туры, но и успех за пределами прежних узких кругов. В то время у каждого музыканта появляется одно, а то и несколько параллельных «дел жизни»: Павел Мордюков диджействует на «Радио 101», Сергей Чекрыжов сочиняет музыку для НТВ и ОРТ, Андрей Гуваков и Алексей Кортнев «поднимают» рекламный бизнес, Дмитрий Морозов режиссирует аудиоролики, а все вместе – служат медиаискусству 90-х. В 1995-м году Алексей Кортнев снимается в военной драме «Грешные апостолы любви».

Тогда же ветры перемен заносят в ДК МГУ Дмитрия Чувелёва, студента факультета кибернетики и вычислительной техники. Будучи мультиинструменталистом, Митя сразу же находит занятие по душе, которое в итоге приводит его к «Несчастному случаю»: выйдя на сцену в качестве временного бас-гитариста вместо уехавшего в командировку Андрея Гувакова, он настолько вошёл во вкус, что по возвращении басиста без сожалений бросает учёбу и берёт в руки лидер-гитару. С его приходом команда окончательно и бесповоротно «обрастает электричеством». Впоследствии Дмитрий играет в «Случайном оркестре», аккомпанирующем Ирине Богушевской, а также открывает звукозаписывающую студию, где успешно производит мастеринг альбомов «Несчастного случая» и не только.

 


Межсезонье, 1996

 

В том же 95-м на студии Moscow Music Service записывается второй альбом – концептуальный вокально-инструментальный цикл Mein Lieber Tanz, в создании которого приняли участие более 50 человек. «Несчастный случай» осваивает концертную площадку ЦДХ.

На телевидении стартует проект Влада Листьева «Угадай мелодию», окончательно прославивший Валдиса Пельша как телеведущего и шоумена.

Наступает год 1996-й. На репетиционной базе в ГЗ МГУ отшлифовываются новые аранжировки, в студии создаётся диск «Межсезонье», включивший 17 песен, написанных с 1985 по 1990 год. Шьются новые костюмы в серо-коричневой гамме, готовится концертное шоу-презентация, триумфально прошедшее в Доме кино. Тогда же «Несчастный случай» проводит акцию «Деньги – мусор», побуждающую слушателей избавиться от «душащей жабы» не отходя от сцены, а также ставит театрализованное шоу «Клоуны приехали» (тихие развлечения) и готовит новую «бомбу» — «Марш сексуального большинства», пропагандирующий гетеросексуальность. Укореняется чтимая «Иваси» и другими бардами традиция общаться со слушателями, зачитывая приходящие из зала записки с вопросами и пожеланиями.

Алексей Кортнев ведёт музыкальную телеигру «Пилот», вместе с Пельшем пишет сценарии для программы «Золотой граммофон», выходящей на «Русском радио». Появляются пафосный клип на «Песню о Москве» и шуточный видеоролик с рекордно скромным бюджетом – «Овощное танго». Команда отмечает своё тринадцатилетие в пятницу, 13 сентября. Выступления по «чёрным пятницам», как и раздача котят со сцены, входят в привычку. Команда активно осваивает концертные площадки ночных клубов.

Признание

В начале 1997 года Валдис Пельш, поглощённый телепроектами, отправляется в затяжной творческий отпуск, а оставшаяся шестёрка музыкантов под крики публики «где Валдис?» приступает к созданию комедийно-драматургического альбома «Это любовь», вышедшего под лейблом Delicatessen, собственным «детищем» Павла Мордюкова и Андрея Гувакова. Сие таинство происходило на студии звукозаписи в Останкино, а презентация альбома состоялась в конце ноября в ДК имени Горбунова. Торжественное поступление диска в продажу сопровождалось порывами холодного ветра и потчеванием особо стойких почитателей творчества команды пирожками и стопками водки. Популярность группы бьёт все прежние рекорды. Музыканты «Несчастного случая» продолжают служить Мельпомене в театре-кабаре «Летучая мышь», клип на пародийный рок-н-ролл «Что ты имела в виду» появляется на музыкальных каналах, а под конец года «Старые песни о главном – 3» представляют телезрителям мастерски аранжированную песню из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».

В 1998 году в ритм-секции снова вахтенная смена: Дмитрий Морозов уступает место бывшему музыканту группы «Иван-Кайф» Павлу Черемисину. Летом в московском саду «Эрмитаж» проводится акция в поддержку сборника «Самый сок», «выжатого» из предыдущих четырёх альбомов. Алексей Кортнев продолжает карьеру киноактёра, начатую ещё в 1992 году фильмом «Прорва», и снимается в киномьюзикле «На бойком месте», в котором был замечен и Валдис Пельш. Шоу «Золотой граммофон» на некоторое время перекочёвывает из радиоприёмников на телеэкраны. Кортнев ведёт его на НТВ один, Пельш же связан контрактом с ОРТ.

И вот новая ступень в творчестве группы – пятнадцатилетие. Юбилей отмечается грандиозным концертом в родном ДК МГУ. Конферанс – Пельш и Кортнев. Музыкальное оформление – команда «Несчастный случай». Зал трещит по швам, восторженные слушатели рукоплещут. Не приходя в сознание, музыканты отправляются на гастроли в Санкт-Петербург. Российский кризис побуждает их посвятить профессиональному росту всё освободившееся от более прибыльных занятий время. Итак, команда продолжает пожинать плоды взращённой на почве былых заслуг славы, а на досуге – играет в любимый бильярд и предаётся прочим занятиям эрудитов.

В середине 1999 года, полностью отстроив и оснастив студию «Дом композитора», музыканты приступают к записи шестого альбома, «Чернослив и курага», материал для которого в течение целого года активно «отрабатывался на публике» Москвы, Новосибирска, Томска и Нью-Йорка. Поддавшийся общей эйфории Павел Гонин, соратник Дмитрия Чувелёва по его школьной группе «Наше» и один из участников «Оркестра Форсмажорной Музыки», покидает пульт звукорежиссёра, занимаемый им в течение пяти лет, и становится седьмым музыкантом «Несчастного случая», возглавив перкуссионную секцию и привнеся элементы рэггей в общий саунд.

Время перемен

 


халатный концерт, 2002

 

Конец XX века. На канале RenTV выходит телепрограмма «Несчастный случай». Сценарий – Александр Бачило, ведущий – Алексей Кортнев, представленный под двумя личинами – оптимистичной и пессимистичной. Павла Черемисина, также принимающего участие в создании выпусков, в скором времени приглашают шеф-редактором и ведущим новостей на телеканал «Спорт». Выпускается «Чернослив и курага», за два года доведённый до состояния сухофрукта благодаря непрерывным репетициям и концертам. Снят клип на песню о Бэтмене. Группа пытается осмыслить целесообразность своего дальнейшего существования, а пока – немного отвлечься от эстрады, поиграть просто «для души» и вновь посвятить себя постановке театрализованных шоу. Теперь концерты проводятся в уютной, близкой к домашней обстановке и атмосфере, музыканты появляются на сцене в халатах, пижамах и тапочках, добрососедски потчуют всех желающих разнообразными закусками и напитками. Все эти «кухонные посиделки», воплощающие дух квартирников, именуются в афишах как «Акустическая программа “Утровечера”» или «Халатный концерт».

Что же до сцены театральной – Алексей Кортнев делает переводы мюзиклов, в который раз подтверждая свою репутацию одарённого литератора, а «Несчастный случай» вместе с комическим театром «Квартет И» и Михаилом Козыревым готовит спектакль «День радио», премьера которого состоялась весной 2001 года. В 2002 году композиции, написанные для спектакля, выходят на CD. По признанию авторов, песни настолько вплетены в сюжетную линию, что диск теряет всякий смысл для тех, кто не видел происходящего на сцене. Однако презентация саундтрека в клубе «Петрович» в декабре 2002 года собрала немалое количество поклонников. Встреча в театре на Малой Бронной на одном юбилее с Владимиром Качаном провоцирует Алексея Кортнева на совместную запись пластинки – «Му-Му и Адвокат», куда входят «неформатные» произведения обоих. Ибо как устоять перед соблазном скрыть иронию под лирикой, а ёрничество – под серьёзной миной?

В музыкальном составе группы тем временем снова перемены: однокурсник Павла Черемисина по Новосибирскому музыкальному училищу Роман Мамаев, ещё в 1999 году приглашённый на роль техника группы, отвлекается от проводов, микрофонов и пультов и становится бас-гитаристом. Андрей Гуваков окончательно покидает «Несчастный случай», посвятив себя рекламному бизнесу и виндсёрфингу.

Юбилейный для команды 2003-й год выдаётся весьма насыщенным. Желание подурачить публику появляется ещё у нескольких разномастных музыкантов (включая группу «Шашки» и Павла Гонина), и появляется коллектив «Музыкальные руководители», попросту – «Музруки», выпустивший в свет ещё один альбом «маргинальных» песен, одна из которых, «Тащит-Плющит», впоследствии стала визитной карточкой группы ГONJA. Тогда же Алексей Кортнев получает главную роль в переведённом и адаптированным им спектакле «Иствикские ведьмы» и снимается в нескольких нетривиальных сериалах одновременно.

«Несчастный случай» к своему двадцатилетию успевает выпустить продолжение комедийной саги «День радио» – спектакль «День выборов», буквально «выстреливший» на общем фоне активной предвыборной агитации, проводившейся в то время. Тем не менее, попытка выдержать создаваемый в то же время новый альбом команды «В городе-герое» в концептуально-патриотическом столичном стиле, по мнению музыкантов, породила подобие винегрета, и потому название трансформировалось в «Последние деньки в раю». Одноимённая песня-спектакль, когда-то не вошедшая в альбом «Это любовь» и требующая участия Валдиса Пельша, привнесла в альбом нечто интимное, завораживающее, будто носящее оттенок личной драмы, облечённой в форму балагана. К выходу диска были приурочены уникальные юбилейные концерты, прошедшие 8 и 9 декабря на театральных подмостках Центра им. Мейерхольда. На лицах слушателей, ожидавших в фойе и явно подуставших от обилия «халатных» концертов и песен «Про Галю» и про «Ночной ларёк», отражалось благоговение, вызванное надеждой на сюрпризы от любимой команды. И таковых было не счесть… На стильно оформленной и пестрящей спецэффектами сцене за два вечера появились (буквально возникнув из-под земли) все прежние участники «Несчастного случая», а каждый нынешний получил возможность исполнить одну из своих любимых песен и поимпровизировать в своё удовольствие. Конкурсов, призов, трюков, неожиданных реплик и сюжетных поворотов не перечесть. Ритмичный номер со стаканами, придуманный ещё в студенческие времена, заставляет трепетать аудиторию всех возрастов – от давних поклонников до новоиспечённых. И всё это великолепие, окутанное мягким театральным светом, красноречиво повествует о том, что «Несчастному случаю» – быть!

Новый день

Год 2004-й. Появляются клипы на песни «Будда» и «На фиг, на фиг!». Не собираясь останавливаться на достигнутом, «Несчастный случай» в полном составе готовит новую концертную программу, выдержанную в лучших традициях мюзик-холла и театрального фарса. Шоу ZIRKUS, приуроченное к 21-й годовщине создания группы, состоялось в концертном зале «Россия», преобразив его сцену классическими цирковыми декорациями. Валдис Пельш и Алексей Кортнев предстали в образах клоунов-буфф, Рыжего и Белого, выдавая опусы разговорного жанра на потеху публике. Остальные участники импровизированной труппы, облачённые в соответствующие случаю костюмы, также присутствовали на арене, принимая участие в исполнении давно знакомых зрителям номеров в неожиданных аранжировках. На задворках сцены выводил рулады сборный хор. Шпрехшталмейстер Валдис Пельш в цилиндре и фраке облекал конферанс в стихи, Пьеро Алексей Кортнев пытался переводить беседу в более прозаическое русло. Выступали с пантомимами клоуны, выполняли трюки жонглёры и акробаты из «Невероятно странного цирка». Приглашённые артисты представляли свои собственные номера, исполняя песни создателей сего гротескного шоу. ZIRKUS едет на гастроли в Санкт-Петербург, транслируется по НТВ. Выпускается первый в истории команды концертный альбом.

В том же 2004 году была поставлена комедия «Двое других» по повести балагура и острослова Аркадия Аверченко, где Алексей Кортнев сыграл одну из главных ролей. В спектакле используется музыка его собственного сочинения. И на радость почитателям «Несчастного случая» на концертах начинают звучать новые песни, по-прежнему отвечающие канонам разностилевого кабаре-рока. Павел Гонин полностью концентрируется на своём проекте ГONJA, которому на тот момент исполняется уже год, и покидает команду.

В 2005 году Алексей Кортнев снимается в фильме «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких, а в предновогоднюю ночь на канале ТНТ транслируется анимационный мюзикл Тима Бартона «Кошмар перед Рождеством», в котором главный герой говорит и поет голосом Алексея.

13 сентября группа празднует свой очередной день рождения. В этот же день состоится открытие клуба «Пляшущие человечки». Алексей Кортнев – один из основателей. В этот период музыканты сводят свой следующий альбом, «Простые числа», в который, как и в «Межсезонье», входят не только композиции собственного сочинения, но и песни других авторов. 15 новых композиций различных стилей – от разухабистого рок-н-ролла до драматической лирики. Потрясающие аранжировки. Тематически подобранный видеоматериал и остроумные комментарии. Всё это – в программе «Новые песни!» на сцене МХАТа им. Горького 1 декабря 2005 года, а после – уже в 2006 году, на презентации диска в уютном концертном зале «Мир», прошедшей 8 и 9 декабря в лучших традициях «кухонно-халатного» формата. Выходит концертный DVD «Live за МКАД», записанный в новосибирском клубе «Рок-сити» и это – тоже повод для особого разговора. Зрители, уже успевшие соскучиться по посиделкам на сцене и возможности звонить по телефону из зала, с удовольствием принимали участие в действе. Валдис Пельш сыграл роль Деда Мороза, которого извлекали из холодильника за длинную бороду.

Продолжение

В 2007 году записывается саундтрек к сценическому блокбастеру «День выборов», появляются киноверсия спектакля и анимационный квест по его мотивам. На горизонте маячит новая «недоюбилейная», но вполне заслуживающая внимания цифра: 24. И вот – сентябрь, уже освоенная площадка МХАТа имени Горького. В видеоряде, сопровождающем новую концертную программу, мелькают коллажи, каждый из которых предваряет одну из 24-х композиций и приоткрывает завесу тайны над повседневными заботами и радостями участников группы. Впервые для выражения своих мнений и общения музыканты использовали не только речевые средства, но и специальные таблички с соответствующими случаю надписями и символами.

Не останавливаясь на достигнутом, «Несчастный случай» вносит свою лепту в различные акции, теле-, радиопередачи и прочие эфирные пространства, выступает в столичных ночных клубах, гастролирует по городам и весям, охотно развлекает публику на горнолыжном фестивале SKIFEST, попутно покоряя горные склоны.

МХТ им. Чехова под руководством Олега Табакова ставит музыкальный спектакль «Конёк-горбунок», к которому Алексей Кортнев написал стихи, а Сергей Чекрыжов – музыку. Записано 22 музыкальных композиции. Постановка пользуется огромным успехом как у детей, так и у взрослых, а также удостоена премии «Хрустальная Турандот» сезона 2007–2008 г. 

 


МХАТ им. Горького, 2008

 

Тем временем грядёт 25-летие команды. Празднование «четвертака» проходит в МХАТ им. Горького. В честь юбилея коллектив даёт два концерта, 26 и 27 ноября 2008 года, которые радуют невиданного качества звуком, аранжировками под оригинальным соусом, четырьмя новыми композициями неожиданной стилистической окраски и конферансом в стихах в исполнении Валдиса Пельша – сколь привычным, столь же и необычным. Поздравительно-новогодняя программа в духе корпоративного мероприятия имела привкус самодеятельности и оттенок традиционной для «Несчастного случая» самоиронии.

К юбилею группа выпускает двойной сборник «Лучшее – враг хорошего»: на первом диске – 13 композиций, выбранных слушателями, на втором – лучшая «чёртова дюжина» на вкус самих музыкантов.

Продолжение неминуемо следует…

 

 

 

Взято с официального сайта группы http://www.ns.ru/





1993-2017 © Театр "Квартет И". Использование материалов сайта без разрешения редакции запрещено. Оформление сайта: МАМАдизайн   www.mama-design.org